scinquisitor (scinquisitor) wrote,
scinquisitor
scinquisitor

Об одном псевдонаучном эксперименте над московскими пятиклассниками

Представьте себе фармацевта, который подвергает каждое потенциальное лекарство строжайшим проверкам – сначала на животных, потом на людях в ходе «двойных слепых рандомизированных контролируемых экспериментов», чтобы исключить эффект плацебо, спонтанные ремиссии и случайные факторы, а после тяжелого рабочего дня выключает критическое мышление, принимает от батюшки стакан святой воды от всех болезней, крестится и осушает стакан со словами «а вот в это я просто верю!»

Как говорил Тим Минчин в своей поэме «Шторм»: «Наука основывает свои убеждения на наблюдениях. Религиозная вера отрицает наблюдения, чтобы сохранить убеждения». Я полагаю, что наука и религиозная вера фундаментально несовместимы друг с другом, а немногочисленные религиозные ученые современности вынуждены жить с крайне противоречивой картиной мира.

Аналогичное противоречие можно увидеть в очередном «эксперименте» департамента образования. Как сообщают РИА Новости: «В наступающем учебном году в Москве стартует пилотный проект департамента образования – в 30 образовательных комплексах дети смогут продолжать изучение основ православной культуры и в пятом классе»


Иллюстрация: одно из последствий увлечения православной культурой
Напомню, что сейчас предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в рамках которого существует модуль «Основы православной культуры» (ОПК) изучается в 4 классе. До этого «экспериментом» называли региональный и федеральный этапы внедрения преподавания Основ православной культуры в 2009 и 2010-2011 годах соответственно.

Вполне закономерно, что клерикалы, которые лоббируют подобные «эксперименты» не имеют ни малейшего представления о том, что такое наука и что такое эксперимент, подтверждая мой тезис о противности науки и религии.

С чего начинается эксперимент? Он начинается с формулировки гипотезы, которая по результатам эксперимента может подтвердиться, а может оказаться опровергнутой. В чем заключается гипотеза, которая проверяется в ходе данного эксперимента? В том, что введение ОПК в 5 классе возможно? Да кто бы сомневался! Быть может в том, что это не приведет к массовому восстанию и свержению правительства? Не думаю, что кто-то в это верит. Что курс ОПК выберет хотя бы треть родителей учащихся? Что дети, которые будут изучать ОПК, добьются большего в жизни или вырастут более порядочными людьми? Что удастся конвертировать детей в православие и заставить их в будущем в церковь ходить, свечки покупать и православную парковку оплачивать?

Даже на этом самом базовом уровне проведения «эксперимента» возникает полный провал, ибо никакой гипотезы нет, да и быть не может, ввиду того, что предложенный «эксперимент» не может ответить ни на один разумный вопрос в силу своей некорректности.

С чем сравнивать собрались эти 30 образовательных комплексов? Были ли эти комплексы выбраны случайно из множества образовательных комплексов, чтобы другие комплексы служили контрольной группой? Что является контролем? Замена ОПК в пятом классе плацебо уроком, где под видом изучения православия вышивают крестиком? Но самое главное – отсутствует постановка задачи. Чего мы хотим добиться введением ОПК, какой конечный результат мы будем измерять, чтобы судить о том, увенчался ли эксперимент успехом?

Какую цель преследуют те, кто столь старательно навязывает по всей стране введение ОПК и расширение этого курса? Если бы они хотели благополучия для учеников, то следовало бы подождать пока ученики из школ, в которых был предмет ОПК, и их сверстники из школ без ОПК, немного повзрослеют, чтобы оценить – хорошая ли у них работа, довольны ли они своей жизнью, есть ли у них хобби, нет ли у них судимостей и сравнить группы по этим показателям.

Но даже если мы посмотрим на ОПК глазами РПЦ, как на инструмент зомбирования детей, то все равно этот эксперимент не имеет никакого смысла! Если бы вы измерили долю верующих в экспериментальной и контрольной группах после окончания школы – это был бы показатель эффективности зомбирования. Но «эксперимент» не позволяет этого оценить!

В фанфишкене Элиезера Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления» приводится одна очень поучительная притча про темного мага Волдеморта. Волдеморт хотел пройти обучение у каких-то монахов, чтобы увеличить свое могущество. Он пришел к ним, а те попросили его пройти испытание на смирение. Волдеморт сказал, что никаких испытаний проходить не будет и перебил всех монахов. С одной стороны он вроде бы победил, но на самом деле он проиграл, ибо поставленной цели не добился и образования не получил. РПЦ рискует наступить на те же грабли.

Кто сказал, что курсы ОПК в их текущей реализации превращают детей в сторонников религии, а не в ее ярых противников? Сталин окончил православную школу (как и практически все ученики его времени) и в итоге стал атеистом, а в ходе инициированных при его правлении чисток было убито немало священнослужителей. Люди, уничтожившие в 1931 году Храм Христа Спасителя, если и воспитывались где-то, то в православных школах, в рамках традиционных православных ценностей. Так или иначе, гипотеза, что православное образование, навязываемое детям, станет причиной ненависти к православию не менее очевидна, чем гипотеза, что курс ОПК увеличит посещаемость церквей.

Как ученый я не могу сказать, что у нас есть достаточно данных, чтобы оценить последствия принятия ОПК для детей (кроме того, что оно неизбежно будет в ущерб изучению каких-то других предметов) и нет ни одного разумного аргумента о том, почему это может быть хорошей тратой ограниченных ресурсов: времени учащихся. Более того – у нас вовсе нет никаких данных, ибо все «эксперименты» в этой области продвигались невежественными людьми в невежественных целях. У этих людей нет навыков критического мышления. Они уже знают, какие результаты эксперимента нужно получить и как их нужно интерпретировать.

Наглядно этот тезис демонстрирует сайт Образование и Православие когда публикует статью с заголовком: «Дмитрий Ливанов: ОРКСЭ — результат действительно заслуживает внимания, мы будем рассматривать вопрос расширения объёмов» в то время как полная цитата Дмитрия Ливанова выглядит так: «Конечно, в том случае, если мы сейчас, подведя итоги, увидим, что результат действительно заслуживает внимания, мы будем рассматривать вопрос расширения объёмов. Но, естественно, поэтапно».

Впрочем, и Ливанова понять невозможно, ибо не всякий «заслуживающий внимания результат» является положительным результатом. Шли бы они экспериментировать со своими ОПК на животных. Впрочем, не думаю, что защитники окружающей среды одобрят такие издевательства над зверьми и будут правы.

Update: исправляю неточность в тексте. Мастер не просил Волдеморта пройти какое-либо испытание, а просто отказался его обучать. И одного из учеников Волдеморт оставил в живых, чтобы было кому об этом рассказывать.

Tags: мракобесие, общество, религия
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 237 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →