А потом я вспомнил, что в 2013 году уже писал о некотором похожем парадоксе в статье «призрак эмбриона», которую привожу ниже.
В Словакии есть памятник нерожденным детям в виде плачущей женщины, стоящей на коленях, и маленького прозрачного ребенка - призрака, утешающего ее. Некоторые противники абортов считают, что такой памятник должен стоять возле каждой женской консультации.
Прежде всего, меня удивило, что памятник изображает не эмбрион, а ребенка, которому на вид года четыре. Причем этот ребенок умеет ходить, знает кто его мать и одет.
С одной стороны, мне нечего возразить против того, что «у души нет возраста, поэтому как ее изображать - выбор автора» в спорном предположении, что «душа» существует не как метафора (не об этом сейчас речь).
Тем не менее, как мне кажется, такое представление очень сильно расходится с классическими представлением о призраках. В том числе с представлениями о призраках тех людей, которые в них верят. Это наталкивает на мысль о нескольких парадоксах.
Обычно в фильмах и книгах призраков изображают такими, какими они были последний раз при жизни (или хотя бы при здравии, если смерть наступила от тяжелой болезни). Например, в фильме «Призрак» главный герой, став духом, сохраняет внешний вид взрослого мужчины и даже одежду, которая была на нем при смерти. Гипотетический призрак профессора Жданова, известного борца за трезвость, представляется не иначе, как в образе седовласого мужчины, громыхающего пустыми бутылками, и грустно и неодобрительно смотрящего на выпивающую молодежь, пуская скупую отеческую слезу (знаю, что упоминание «профессора» тут не к месту, но давно мечтаю передать этот образ).
В этом смысле, изображение одетого взрослого ребенка соответствует классическим представлениям о призраке. Но о призраке четырехлетнего ребенка, а не призраке нерожденного ребенка. Я не встречал таких представлений о призраках, при которых они обретали бы воспоминания, навыки, свойства, которых у них не было при жизни, но которые могли бы появиться у них, если бы они не умерли.
Согласитесь, необычно было бы представить призрака недоучившегося студента в мантии магистра или призрака убитого кандидата в президенты в виде избранного президента (коим он стал бы, если бы ему не подсыпал яд наемный убийца) или призрака ребенка в виде подростка, обнимающегося с неизвестно откуда взявшейся девушкой.
Но в случае с данным памятником мы наблюдаем именно это. Если бы не рожденный ребенок (эмбрион) родился, то он был бы младенцем. Если бы он потом прожил 4 года, то он был бы маленьким ребенком как изображено на памятнике. Если бы он прожил 18 лет, то он был бы подростком. В 25 лет был бы взрослым. А если бы прожил 70 лет, то пожилым.
Создатель памятника не стал изображать старика, не стал изображать подростка или взрослого человека. Не стал он изображать и эмбриона. А изобразил он маленького ребенка. Почему он не изобразил эмбриона? Не потому, ли, что подсознательно он понимает, что ребенка нам будет жалко, а эмбриона – не так сильно? Но если так, не подчеркивает ли он этим тот факт, что эмбрион – это все-таки еще не ребенок? Что к нему уместно относиться по-другому?
Если же речь идет о нерожденных детях, то почему бы не создать еще один похожий памятник, где на месте женщины будет плачущая монашка, которая отказалась от секса и деторождения во имя служения религии и поставить такие памятники в каждом монастыре, остерегая девушек от поспешных решений? Каждая яйцеклетка имеет шанс стать человеком!
Еще интересно, какие ощущения должен вызывать такой памятник у женщин, которые хотят, но не могут завести детей по медицинским причинам.
И наконец, вопрос к тем, кто одновременно верит в классические представления о призраках и в то, что у эмбриона есть душа. Не представляется ли вам мир призраков миром прозрачных летающих бластул и эмбрионов?
P.S. Коллега Михаил Нафталь приводит логически безупречную шуточную интерпретацию: «душа эмбриона после аборта не отправилась в утиль, а переродилась в теле девочки, которая затем умерла в возрасте 4 лет. И эта душа (принявшая форму последнего посещенного тела на момент его смерти) утешает сделавшую аборт женщину и как бы говорит ей: "Не парься, всё равно мы все когда-нибудь умрём, но жизнь то на этом не заканчивается"».
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →