Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

Рецензия: Робот по имени Чаппи

Есть индустрия кино, а есть Искусство - фильмы, которые меняют наше видение мира. В  по-настоящему хорошем фильме должно быть прекрасно все: от сюжета, операторской работы и актерской игры до музыки и общей концепции.

"Робот по имени Чаппи" стирает грань между научной фантастикой и реальностью, захватывая в сингулярность идеей, что еще чуть-чуть и роботы будут ходить среди нас, думать, учиться и с легкостью решать даже самые сложные наши проблемы.

Это воплощение гимна Трансгуманизму, переносу сознания в компьютер, искусственному интеллекту и вечной жизни. При этом фильм умудряется не создать ощущения чего-то запредельно далекого, нереального и недостижимого, а наоборот, вписать всю фантастику в окружающую нас реальность.

Авторы фильма не извиняются за смелые мысли и идеи, а говорят начистоту: технологической сингулярности, взрывоподобному росту скорости научно-технического прогресса быть! И вот как это произойдет.

Оформлено это все со спецэффектами и напряженными сценами в духе боевика, которым позавидовал бы сам Майкл Бей, под музыку Ганса Циммера и прекрасных Die Antwoord, которые, как оказалось, не только музыканты, но и актеры, способные играть проработанных персонажей, которым сопереживаешь.

В то же время фильм затрагивает и существующие социальные темы через многочисленные метафоры. Что такое сознание и личность? Каково это быть "черной овечкой" среди белого стада, какова роль воспитания в становлении личности, и может ли у ребенка быть трое родителей?

Этот фильм вводит даже самого неподготовленного зрителя в контекст того будущего, к которому нам всем нужно стремиться и готовиться.

[Пара не очень существенных спойлеров:]P.S. Не удержусь от капли критики, не умаляющей достоинства фильма. Печатающий на клавиатуре робот? Это же так неэффективно, когда у тебя встроенный Wi-Fi и цифровой мозг! Напрасно отсутствие охраны на заводе, производящем боевых роботов и то, как легко взломать этих роботов или украсть их. Ну и, конечно, нейронный интерфейс, который одинаково работает как с человеческим мозгом, так и с компьютерным, у которого нейронов нет.

P.P.S. Смелый фильм настолько смелый, что главный злодей там обозначен как человек религиозный и суеверный. Хоть он и не дурак. Тормозит религия технологический прогресс, тормозит. Отсылки к Библии прекрасны. Зачем создатель сделал робота смертным? Какой в этом смысл? А он не хотел, просто технический косяк вышел. Не всемогущий же. Но смертность мы исправим!





Теория заговора. Шарлатаны

Как "научный инквизитор" не смог пройти мимо этого фильма. Этот пост не в формате моего блога, но сделаю исключение. Фильм про медицинских шарлатанов от первого канала. Это, действительно, один из самых сильных ударов по мракобесам и лжеученым на моей памяти. Огромная аудитория, отличный фильм, к которому сложно придраться. Есть, конечно, небольшие ляпы и передергивания, но это не тот случай, где я готов проявить занудство. Отличное разоблачение гомеопатов, гемосканирования и биорезонанса. Выражаю огромное уважение автору фильма, всем кто принимал участие в его создании и, конечно, экспертам, которые отлично выступили. Давайте похвалим этих людей, чтобы им было приятней делать подобные проекты в будущем. Итак: Теория заговора. Шарлатаны



Один из экспертов фильма Сергей Сошников на Facebook ведет колонку "коллекция шарлатанских методов лечения"
Еще один из экспертов фильма Алексей Водовозов известен в ЖЖ как uncle_doc. Его пост по теме
И еще один - Алексей Яковлев aka botalex. Его пост по теме
Общество специалистов доказательной медицины

Пара бонусных ссылок:
про гомеопатию
про эффект плацебо
путеводитель в мир паранормального

Рецензия: Ева – искусственный разум

На этих выходных я ездил в Калининград в гости к моим друзьям из БФУ им. Канта читать лекцию студентам. В качестве одного из образовательных вечерних мероприятий организаторы предложили студентам поучаствовать в кино-семинаре: посмотреть и обсудить художественный фильм про искусственный интеллект (ИИ). Поднятая тема сама по себе очень интересная: есть ли разница между человеком и очень похожим на человека роботом? Имеет ли робот право на существование, свободу и на ошибку? Из множества известных мне фильмов про искусственный интеллект, Ева, пожалуй, наглядней остальных иллюстрирует эти проблемы. Это очень трогательный, до слез грустный и неожиданный фильм, после просмотра которого, у нас состоялись бурные дебаты. Всем, кто не смотрел фильм, советую остановиться сейчас, посмотреть кино и вернуться к моему обзору позже, т.к. он содержит спойлеры. Серьезно! Не дайте следующему параграфу испортить удовольствие от просмотра.

Многие, наверно, слышали о знаменитом утином тесте: если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, утка и есть. Похожий смысл вложен в знаменитый тест Тюринга на искусственный интеллект: если в серии испытаний мы не можем отличить ИИ от живого человека, значит, ИИ достиг уровня человеческого развития. Правда я не знаю, что тест Тюринга говорит о ситуации, когда мы можем отличить ИИ от человека, но только потому, что ИИ слишком умный. Но фильм не совсем об этом. Еще раз предупреждаю про спойлеры!

Итак, вы посмотрели фильм и знаете, что главный герой фильма (назовем его Конструктор) работает над созданием искусственного интеллекта для ребенка-андроида (человекообразного робота). Чтобы наделить его свойствами человеческой личности, Конструктору был нужен некий образец детской психики, и Конструктор выбрал девочку по имени Ева, которая кажется ему интересней остальных детей. После оказывается, что Ева – дочка бывшей возлюбленной Конструктора, с которой он когда-то вместе работал. Десять лет назад по необъясненным причинам Конструктор бросил свою девушку и проект, над которым он работал, и уехал из города. Так или иначе, главный герой много общается с Евой и между ними образуется нежная эмоциональная связь, как между отцом и дочерью. Тем временем девочка сдает различные тесты, а Конструктор пытается перенести психику Евы внутрь своего андроида. По мере развития сюжета у зрителя возникает стойкая уверенность, что Ева – дочка главного героя. Ева как будто осознает это и поэтому пытается воссоединить Конструктора со своей мамой.

Collapse )

Боже, благослови моралфагов!

Я редко пишу в своем научно-популярном блоге рецензии на фильмы. Но иногда они затрагивают глубокие социальные или научные проблемы, которые уж очень хочется прокомментировать. Например, короткометражный фильм «Мост», который номинировался на премию Оскар, стал интересным поводом поговорить об Игре в Ультиматум и нейрофизиологии человеческого нравственного выбора. Одна из серий Хауса стала поводом для размышлений о правильном разрешении медицинского детектива. На этот раз мне попался фильм «Боже, Благослови Америку!». Рецензия содержит спойлеры в следующем смысле: режиссер, подобно фокуснику, проводит удивительный трюк над сознанием зрителя, в очередной раз доказывая, как наше восприятие событий, наше внимание и память зависят от контекста, в котором мы воспринимаем происходящее. Я на этот трюк попался, когда с возмущением побежал на Metacritic писать негативный отзыв. Но в процессе написания рецензии я понял, что со мной провернули, и это оставило огромное впечатление. Никогда я не менял свою оценку с 2 на 8 из 10 за 15 минут размышлений, с повторным просмотром отдельных кадров, в которых я хотел найти маленькие детали, которые должны были подтвердить мои подозрения о замысле режиссера. Если вы хотите ощутить на себе этот магический фокус, то не читайте дальше, пока не посмотрите этот противоречивый фильм.

god-bless-america

Collapse )

Smart Is The New Sexy: показ фильма "Неверующие" в Москве

Так получилось, что сегодня я оказался гостем на очень необычном и интересном мероприятии. Около 150 человек собрались в Москве, в Сахаровском центре, чтобы посмотреть фильм "Неверующие" в оригинальной озвучке студии переводов Vert Dider. Среди гостей были также Александр Марков macroevolution (один из самых известных популяризаторов науки в России), Ася Казанцева asena (популяризатор науки и автор замечательной книги "Кто бы мог подумать!" про наше мышление), Михаил Лидин (ведущий скепсис-обзора на диване), Виталий Фролов (широко известный в узких кругах автор) и еще несколько человек. Мне было очень приятно оказаться в такой компании. На премьере в Питере присутствовал академик Евгений Александров, где он прочитал пламенную речь, сорвавшую бурные овации. Показ фильма собрал аншлаг в Питере, в Одессе, в Тюмени, Томске, Краснодаре и дважды в Москве. И это впечатляет, учитывая, что такое мероприятие проводится впервые.


Сам фильм можно посмотреть по ссылке. Фильм не столько познавательный, сколько вдохновляющий. Он показывает, что не все в мире погрязло в болоте "духовности" и отсутствия критического мышления, что есть замечательные умные люди, не лишенные чувства юмора и отстаивающие науку и разум. Кроме того, у этих людей есть серьезная поддержка в обществе, о масштабах которой вы даже не подозревали.

Мне бы хотелось поделиться буквально несколькими мыслями, которые были высказаны в ходе обсуждения фильма после показа. Не хотелось бы их забыть.

1. Виталий Фролов высказал идею, которую я хотел, но все никак не мог сформулировать. Одна из причин по которой религия является настолько популярным явлением заключается в том, что религия способствует социализации. Особенно где-нибудь в США, где люди регулярно ходят в церковь. Люди собираются вместе, выполняют ритуалы, общаются. У атеистов нет ритуалов, у них нет мероприятий, которые могли бы сплотить их.

Сегодняшний показ "неверующих" был мероприятием, которое безусловно способствовало социализации и сплочению. Люди знакомились, общались, обсуждали кино, делились мыслями. Я считаю, что нужно больше таких мероприятий и выражаю огромную благодарность организаторам.

2. Ася Казанцева поделилась опытом работы в СМИ. Мы часто ругаем СМИ за то, что они показывают всякую фигню типа фильма "великая тайна воды". Иногда нам даже кажется, что есть заговор по запудриванию мозгов населения. Но чаще всего СМИ просто гонятся за рейтингом. И если народу нравится смотреть про память воды - будет им про память воды. А если окажется, что в моде стали качественные научно-популярные передачи, будут и они. В связи с этим, оказывается, что мы сильно недооцениваем важность "лайков" и репостов. Именно на "лайки" под статьей будут смотреть рекламодатели.

Если на сайте журнала статья про научпоп набрала больше лайков, чем статья про гомеопатию - с этим можно идти к начальству и докладывать: вот видите! Давайте публиковать такой материал! Это выгодно! А возможность ставить "лайки" тому что нравится есть у каждого из нас.

3. Александр Марков высказал интересную мысль по поводу того, почему в России наблюдается постепенный возврат к религиозности. Существует обратная корреляция между ВВП на душу населения в стране и религиозностью. Чем богаче люди живут, тем меньше в стране доля религиозных людей. США и Россия существенно выпадают из тренда: США более религиозная страна, чем можно было бы ожидать из вышеупомянутой закономерности, а Россия (на данный момент) - менее религиозная (из-за атеистического прошлого). Это может оказаться важным социальным фактором, который ведет к тому, что в США мы наблюдаем распространение атеизма, моды на просвещение и необычайную популярность людей вроде Ричарда Докинза, а в России мы видим путь на возрождение "духовности".

4. Тем не менее, как уже было отмечено, показ фильма везде собрал полный зал. Это говорит о том, что и у нас в стране есть огромная аудитория трезвомыслящих людей. В России темпы роста популяризации науки огромны. Еще лет десять назад не было почти ничего, а сейчас есть масса научно-популярных проектов. И это внушает оптимизм. Еще раз большое спасибо организаторам, переводчикам и авторам фильма.

Игра в ультиматум

“Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе”
- Бытие, 22:2

Не редко люди сталкиваются с тяжелым моральным выбором. Хорошая иллюстрация сложного выбора приводится в видео, которое я недавно посмотрел и хотел бы обсудить. Видео составлено из фрагментов чешского фильма “Мост”, который в 2004 году был номинирован на премию Оскар (лучший короткометражный фильм). Ниже содержатся спойлеры. Обсуждение касается в большей степени отечественного клипа, чем всего фильма. 
Collapse )