Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Теология коронавируса

Я, кажется, понял, почему в России строится по три храма в сутки, зачем нам Бог в Конституции и почему теологию не напрасно объявили наукой. Вспышка коронавируса означает, что под угрозой само голосование за поправки в Конституции. Нельзя допустить массовое скопление людей.

Или можно?

Единственное место, которое теологически, то есть научно, препятствует сохранению вируса в помещении и распространению его между людьми – православные храмы. Недаром РПЦ призывает не прекращать богослужения и заявляет, что в церкви через причастие вирус не передается.

Следовательно, для голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации придется тесно сотрудничать с РПЦ, чтобы временно переместить все избирательные участки в места наибольшей противовирусной благодати. Взамен светские правители Российской Федерации и согласилась внести упоминание Бога в важнейший документ.

Collapse )

Как я побывал в пандемониуме. Часть вторая

Сходил на Первый Канал (Время Покажет). Говорили в прямом эфире о Боге и браке между мужчиной и женщиной в Конституции. Я на такое хожу примерно как на американские горки. Беременным, людям с больным сердцем и так далее такое смотреть противопоказано. Несмотря на то, что меня перебивали и часто отбирали микрофон, в принципе я успел сказать, что хотел.

1. Не надо черпать идеи для Конституции России из американских денег (ведущий достал 100$ и приводил 'In God We Trust' как аргумент, что атеистам такие деньги норм, а потом пытался мне их всучить).

2. Большинство не всегда право. Большинство Россиян считают, что вся радиоактивность дело рук человеческих.

3. Принимая изменения в Конституцию, стоит сперва обьяснить, как это сделает мир лучше. А не просто позволит некому большинству обижать меньшинство. Предлагаемые меры лишь порождают конфликты в обществе.

4. Что если бы мы были в СССР, и в Конституцию предложили ввести тезис, что Бога нет, я был бы против потому, что не люблю забияк. Вера - это дело каждого, а Конституция должна обьединять, а не разобщать.

5. Что если угодно бороться за репродукцию, то надо не с гей браками разбираться, а обратить внимание на монахов и целибат.

6. Упоминание Бога в Конституции возможно, только если в одном ряду с Дедом Морозом и Летающим Макаронным Монстром или в контексте 'Слава Богу, Россия - светское государство', как шутили в Интернете.

Чего не дали сказать:

Collapse )

Коронавирус в храме

«Священники: заразиться коронавирусом в храме через причастие нельзя» (С) РИА Новости

Мне иногда рассказывают сказки про то, как религия не противоречит науке. Изменения в конституцию священники уже предложили (см. предыдущий пост), теперь явно покушаются на учебник по биологии. Что дальше? Скажут, что в храме не действует закон всемирного тяготения? Потому, что Христос? Или только теория микробов пока под ударом? И что насчет мечети?

«Опасности заражения от причащения от одной чаши нет. Ее и быть не может, ведь в чаше не просто хлеб и вино, а сам Христос», — сказал в четверг РИА Новости настоятель китайского патриаршего подворья в Москве, храма святителя Николая в Голутвине, протоиерей Игорь Зуев.

Глобальная проблема в том, что религиозные институты создают огромное количество псевдоавторитетов. Людей, которые не разбираются ни в чем, но требуют уважительного к себе отношения. Не даром все эти титулы, одеяния, золотые кресты.

При этом они думают, что могут заменить собой:
а.) психотерапевтов и сексологов, когда речь о решении семейных проблем
б.) этологов, культурологов и поведенческих генетиков, когда речь идет о происхождении морали
в.) биологов, когда речь заходит о теории эволюции
г.) физиков, в вопросах происхождения мира

Они хотят воспитывать и обучать нравственности, хотя непонятно, чем для таких целей они лучше рандомных людей с улицы. Но самое страшное, конечно, когда они имитируют вирусологов.

Бог из Конституции

Патриарх предлагает внести в Конституцию упоминание Бога. У меня есть еще пара идей.

1. Раз мы начали править фундаментальные тексты, то в качесте ответной меры предлагаю внести в Библию упоминание, что Бога скорее всего нет. Все-таки в России много людей не верит в Бога. Причем не только среди атеистов, но и среди агностиков. Упоминание, что Бога скорее всего нет можно поместить вместо одной из десяти заповедей, а именно: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Раз уж ей не руководствуется даже Патриарх.

Collapse )

Диалоги о науке и религии

Сегодня выложил новые дебаты на тему религии и науки. На этот раз со сторонником и исследователем иудаизма Пинхасом Полонским. Ведущий - историк Алексей Кузнецов. Приятного просмотра!



P.S. А еще сегодня количество просмотров предыдущих дебатов (на телеканале СПАС) достигло одного миллиона. 

Бог из параллельной вселенной

Полтора года назад меня пригласили на «СПАС» – беседовать со священником о вере в бога. Перед дискуссией я разработал план – прежде всего я решил спросить оппонента, является ли он креационистом. Это беспроигрышный ход: если священник отрицает эволюцию, то появляется хороший повод ликвидировать безграмотность, выступая в поле своих профессиональных интересов. Если же протоиерей не придерживается креационистских взглядов, то передача сразу получится выигрышной: наконец-то на «СПАСе» ученый и священник договорятся, что эволюция была! Кроме того, такая договоренность открывает путь к следующему аргументу: если эволюция была, как быть с тем, что не было первых людей – Адама и Евы и, соответственно, не было описанного в Библии грехопадения, из-за которого вся каша и заварилась. Мы не потомки двух конкретных людей, в нас намешаны генетические варианты целой популяции.



Мой оппонент оказался сторонником эволюции, но отказаться от догматов православия он не мог. Поэтому и эволюция была, и Адам с Евой были, но только они уже «в другой плоскости». Что это за другая плоскость, выпытать из оппонента я так и не смог, и это осталось для меня огромной загадкой… Но я очень хотел знать ответ!

Collapse )

РПЦ и «утечка мозгов»

Митрополит ВРАЛ Григорий Алфеев (Иларион) заявил, что надо усилить патриотическое воспитание в школе, чтобы избежать «утечки мозгов».

«Очень важный фактор — это то, что называется патриотическим воспитанием в школе. К сожалению, наша школа сейчас не в полной мере, на мой взгляд, выполняет эту задачу. Неслучайно мы то и дело слышим о тех молодых людях, школьниках, которые говорят, что их самое большое желание — уехать из России».

Во-первых, все ровно наоборот. Многих людей бесят скрепы, клерикализация общества, основы православной культуры в школах, теология в ВУЗах, подменяющие нормальную науку и образование. И именно это заставляет многих думающих людей хотеть уехать. Потому, что они способны увидеть навязчивую пропаганду сказок и хотят добиться чего-то осмысленного в жизни.

Во-вторых, лучший способ воспитания адекватного патриотизма - это создание реальных достижений науки и культуры, а не похвала любой фигне, лишь потому, что она якобы «наша». Не три храма в день строить, а улучшать качество образования и здравоохранения. Прогнать с постов ректоров со списанными и купленными диссертациями. Перестать финансировать откровенно плохое кино за наш счет. Преподавать доказательную медицину, а не гомеопатию в медицинских ВУЗах. Финансировать ученых, открытия которых признаны на мировом уровне. Вот чем хотелось бы гордиться. Понятно, что это сложнее, чем ввести очередной бессмысленный предмет в школах и сделать вид, что все хорошо.

В-третьих, с таким «воспитанием» скоро мозгов совсем не останется и нечему будет «утекать».

Простите, наболело.

Теология тупоконечников

В России все чаще защищают диссертации не только по гомеопатии, но и по теологии. Как популяризатор науки, я не могу не рассказать о великом научном открытии, сделанном в одной из них.

В христианстве существует несколько доктрин о божественной природе Иисуса Христа. Монофизиты постулируют, что в Христе есть только божественная природа, и отвергают его человечество. Это учение признано ересью Католичеством, Православием и многими протестантскими церквями. Официально монофизитство осудили в 451 году на Халкидонском соборе, который утвердил дифизитство – присутствие в Иисусе одновременно двух неслиянных природ – божественной и человеческой. Но святой Севир Антиохийский предложил умеренное мoнoфизитство, которое, если сильно упрощать, утверждает, что в Иисусе Христе есть только Божественная ипостась, но внутри нее возможно наличие двух различных сущностей – божественной и человеческой.

Протоиерей Олег Давыденков написал докторскую по теологии и скоро планирует ее защитить. В своем труде он описывает различия между умеренным монофизитством и дифизитством и приходит к следующему выводу: «можно считать доказанным, что умеренное монофизитство не было лишь вербальным, а севирианская и дифизитская догматические системы являются принципиально различными и ни при каких условиях не могут быть приведены к взаимному согласованию».

Вся эта полемика напоминает мне конфронтацию между остроконечниками и тупоконечниками из «Путешествия Гулливера», спорящими, с какого конца надо разбивать вареные яйца.

Collapse )