Category: религия

Десять научных дебатов: от Бога до астрологии, от науки до теологии

Подборка десяти моих дискуссий, дебатов и споров.

Темы разные: вера в Бога, астрология, гомеопатия, теология, гадание по отпечаткам пальцев, экстрасенсорика, генная модификация человека, победа над старением, патриотизм в школе.

Форматы тоже разные: от телевизионных шоу до беседы на улице.

1. С православным публицистом Сергеем Худиевым о Боге



2. С протиереем Алексеем Батаноговым про Адама и Еву и разные плоскости


3. О научности теологии


Collapse )

Переворот в библейской археологии // Отзыв на вторую диссертацию по теологии

Предисловие к отзыву. Еще не утихла история о том, как ряд гуманитарных журналов по гендерным исследованиям приняли в печать фейковые статьи ученых-пранкеров Питера Богоссяна, Джеймса Линдси и Хелен Плакроуз. Рецензенты и редакторы не заметили многочисленных проблем с безумными публикациями, например, предлагающими мужчинам вводить в себя сексуальные игрушки для того, чтобы избавиться от трансфобии (выводы об эффективности такой "терапии" делались на основании опроса 13 человек).

Когда мой отец рассказал мне об ошибках, которые он нашел в диссертации по теологии Неклюдова Константина Викторовича у меня сразу возникла ассоциация именно с пранком Питера Богоссяна. Не испытывает ли соискатель качество диссертационных советов по теологии? Например, заметят ли рецензенты такой переворот в библейской археологии, как некорректно заимствованная картинка из неуказанного источника, которую автор просто взял, перевернул и вставил в диссертацию? Заметят ли они, что больше трети ссылок в диссертации являются "невидимками" и нигде в тексте не встречаются?

Вот, что пишет один из авторов положительных рецензий к. и. н. Виноградов А. Ю.: "Одной из самых сильных сторон настоящей диссертации представляется владение - не побоюсь этого слова - всей совокупностью источников и научной литературы по изучаемой проблеме". Нет, не заметил.


Сравните это с тем, что пишет другой рецензент А.А. Ткаченко: "Также приходится сожалеть, что автор диссертации, говоря о раскопках в Назарете и отмечая недостаточность археологического материала из этого региона, ограничился публикациями до 2007 года [...]". И правда самая сильная сторона работы! Впрочем даже этот более въедливый рецензент не заметил основных проблем в диссертации (см. ниже). Про остальных я молчу.

Это были мои впечатления. А теперь отзыв, написанный не мной. Очень рекомендую его прочитать, ведь в диссертации нашли очень много смешного.

Collapse )

Второе пришествие теологии

Полтора года назад в России состоялась первая защита кандидатской диссертации по теологии, «освященная» государственной квалификационной комиссией (ВАК). Доктор богословия по церковным правилам решил стать кандидатом по светским правилам. Разумеется, эта история привлекла внимание учёных. Нас заинтересовало, чем новоявленная дисциплина сможет обогатить научную среду. Первый «подзащитный» по теологии Павел Хондзинский заявил, что теология отличается от существующих религиоведения и истории введением нового научного метода – личностного опыта веры. Ну, это привычно. Монахи рассказывают нам о браке, а теологи – о научном методе.

Теологические научные методы развивались, и уже в июне 2017 года на конференции в МИФИ с участием министра МОН было предложено «Считать целесообразным формирование отрасли знания "Теология" путем создания групп специальностей по религиозно-конфессиональному принципу (например, 26.01.00 — православная теология; 26.02.00 — исламская теология; 26.03.00 — иудейская теология)». Мы помним, как в 1930-х годах возникла «арийская физика» (Deutsche Physik, Arische Physik) в противовес «еврейской физике» (Jüdische Physik). От Павла Хондизнского мы узнали и то, что атеист не может быть теологом. Такая вот наука.

Так или иначе, два месяца назад новая диссертация «Галилейский контекст проповеди Иисуса Христа: проблемы, сформулированные библеистикой XIX-XX ВВ., и их решение в свете современной археологии» была выдвинута на соискание ученой степени кандидата теологии. В диссертации не упоминается личностный опыт веры, что уже хорошо. Не ясно, правда, почему тогда защита по теологии, а не по археологии или истории. Зачем тогда Хондзинский нам доказывал, что без личностного опыта веры тут никак?


Collapse )

Чего боится Бог

Еще пару столетий назад было абсурдно предположить, что у всемогущего Бога есть фобии. В былые времена он мог утопить всех людей и животных, не уместившихся в Ноевом Ковчеге. Потом была история про Содом и Гоморру, уничтоженные небесным огнем и серой за грехи жителей. Или то был вулкан? Не важно. Потом он убил Онана, за то, что этот хитрец, занимаясь сексом с вдовой своего брата, не оплодотворял ее, а “проливал семя напрасно”. Потом, как мы знаем, он убил всех перворожденных детей Египтян, когда ему не угодил Фараон.

Список научно доказанных (личностным опытом веры) проявлений могущества всевышнего можно продолжать очень долго. Ясно, что с Богом шутки плохи. Но есть нечто, что пугает Бога настолько, что он не в силах ни сжечь это огнем, ни забросать серой, ни накрыть потопом, ни даже сразить тех, кто это создает и распространяет. Поэтому он выбирает помощь зала, действует удаленно руками толпы, состоящей из наиболее верных своих последователей. Так что внушает Богу такой страх и трепет?


Collapse )

Математический анализ души (Парадоксач)

Эта лекция на стыке трех официально признанных в России наук: теологии, биологии и математики. Приняв за аксиому существование бессмертной нематериальной души человека, мы определим некоторые математические операции над этой субстанцией, такие как сложение душ или деление души на части. Далее мы рассмотрим парадоксальные следствия из необычного характера данных операций и прикладные выводы, касающиеся этичности абортов, юридического статуса клонов человека, возможности обладать более чем одной душой или продать свою душу дьяволу более одного раза.



Это шуточная лекция, прочитанная на фестивале научного юмора Парадоксач.

Текстовая версия: https://scinquisitor.livejournal.com/139656.html

Lets play: симулятор Бога

Все знают игры жанра Sim. Строишь город, больницу, фабрику или что-нибудь в этом духе. Решаешь стратегические задачи, экономишь ресурсы, балансируешь доходы и расходы.

Ещё была такая игра Black and White. Симулятор Бога. Чем больше людей тебе молятся, тем больше у тебя влияния. Поэтому надо творить чудеса и впечатлять народ, заодно спасая их от всяких бед. Но в нашем мире мы не наблюдаем особых чудес и от бед никто не спасает. Зато видим кучи крёстных ходов, которые едва ли нужны адекватному божеству.

И тут я понял в какой симулятор должен был играть Бог на самом деле. Он пытается строить нормальное общество, но стоит ему где-то вмешаться по самой мелочи (и быть при этом замеченным), и вот уже толпы фанатов бросают все полезные дела и бегут строить никому не нужные алтари. А Бог такой: "ну блин! Опять вы за свое! Идите лучше работать!" Но это бесполезно, ибо священники неправильно трактуют его слова и получается "аминь! Свято имя мое! В субботу не работать".

Выходит очень крутая игра в жанре Sim Stealth: вмешиваться надо только пока никто не видит, чтобы не дай Бог, увидев очередное чудо, люди не сожгли всех учёных, не запретили клонирование и ещё что-нибудь.

Раньше Бог вмешивался часто и крупно, ибо был нубом. А теперь смотрит на то, что сотворил и думает: "ох, лучше бы я вообще ничего не трогал". Вспоминаю слова песни "С точки зрения Господа" Бо Бернхема "я послал на Землю геев, чтобы решить проблемы перенаселения. Ох, прямо отлично зашла эта идея..." Короче, надо сделать такую игру. Я бы поиграл.

P.S. Можно грабить корованы.

Бог атеистов

Теперь, когда личностный опыт веры приравнен в статусе к методам научного познания, атеисты получили уникальную возможность предложить свою теологию. В этой статье я расскажу, как развитие научного метода и бейсовского подхода позволило пересмотреть классический аргумент Блеза Паскаля о том, что в Творца лучше верить, даже если вероятность его существования мала. Теперь мы понимаем, что в Бога лучше не верить, даже если он точно есть.

Начнем с предположения, что Бог существует и создал мир таким, каким хотел его создать. Заметим, что в мире, созданном Богом, нет ни одного убедительного аргумента в пользу существования какого-то разумного Творца. Следовательно, Бог хотел тщательно скрыть свое присутствие.

Богу виднее, зачем скрывать свое существование. Мы можем только предполагать. Возможно, для того, чтобы его именем не прикрывались террористы-смертники, фанатики или политики. Возможно, он анонимный тролль, который любит пакостить, но не хочет нести ответственности за свои дела.

Но есть и более простое объяснение такому поведению, причем полностью оправдывающее Бога в наших глазах и отменяющее все обвинения в том, что созданный им мир жесток.

Collapse )

У мракоборья дуб зеленый

У мракоборья дуб зеленый
Котеек тьма на дубе том
Там под луной псевдоученый
Зовет себя профессорОм!

Про женщин молвит – что все дуры
Про мужиков – не говорит
Там чудеса, астролог бродит
Гомеопат в кустах сидит;

Там на из сахара таблетках
Следы от памяти воды
И пишут все на этикетах
Что ГМО здесь не найти

Collapse )

Не верую, ибо Байес попутал

Один из наиболее известных раннехристианских теологов Тертуллиан писал: «И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно».

Второй части этого высказывания я посвятил статью «Рассказать – не значит воскреснуть». В ней с точки зрения теории вероятностей объясняется, почему доверять свидетелям, утверждающим, что у кого-то была свадьба, куда разумнее, чем людям, говорящим, что они видели, как кто-то восстал из мертвых.

Сегодня мы коснемся первой части фразы, а точнее одной из возможных интерпретаций. Вот такой:

«Данная фраза взята из De Carne Christi, где идет спор со сторонниками идеи, что Тело Спасителя не было вещественно, так как вещество есть зло. Поэтому спаситель и не страдал физически на кресте. Тертуллиан возражает со ссылками на Писание, что Бог всемогущ, поэтому ему ничего не стоит быть материальным. Позиция Тертуллиана в том, что Бог настолько всемогущ, что может позволить себе страдать, умереть и воскреснуть. Потому, что скованный рамками логики Бог скорее всего не Бог, а идол». «И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо».

Текст ниже будет направлен именно против этой интерпретации, а не каких-то других, которые, я полагаю, тоже возможны. Да поможет нам теорема Байеса.

Collapse )